Эффективно использовать время, чтобы расширять клиентскую базу, предприниматель или же менеджер по продажам может, если будет следовать восьми простым правилам технологии поиска клиентов. Конечно, обнаружение людей, которые готовы прибегнуть к услугам фирмы, – это достаточно творческий процесс, в котором важно использовать все имеющиеся возможности.

Например, необходимо постоянно быть в курсе дел, располагать информацией о том, что на данный момент может волновать потенциальных клиентов, посещать конференции, выставки, встречаться и общаться с людьми, стремится лично пообщаться с потенциальными заказчиками, выявлять потребности клиентов и устанавливаться ними доверительные отношения. Все это говорит о том, что в технологии поиска клиентов не может быть жесткого регламента, вся работа сводится к результату, а не к процессу. Однако, несмотря на это, существует общий алгоритм действий, выполняя которые можно рационализировать использование времени и сил.

  1. Сбор информации. Источниками сведений могут быть база данных, личные связи, СМИ, отраслевые журналы, конференции, выставки, Интернет. Цель: иметь максимально полное представление о том, что происходит в жизни потенциальных клиентов. Эту работу необходимо вести постоянно.
  2. Сужение круга поиска. Теперь надо исключить из перечня тех, кто не представляет интереса для фирмы. Например, для строительной компании это могут быть бюджетные дома.
  3. Согласование. Менеджер должен согласовать свой список с начальником отдела продаж или с директором фирмы.
  4. Обзвон клиентов. На этом этапе менеджер звонит потенциальным клиентам для того, чтобы рассказать о фирме и предлагаемых ею товарах и услугах, при этом он не ставит своей целью что-то продать,  для него сейчас важно просто заинтересовать человека и договориться о встрече. В некоторых случаях это не удастся, особенно, если специалист по продажам не может попасть к директору компании-клиента, поскольку у секретаря установка – никого не соединять и не пропускать. В таком случае менеджеру необходимо лично поехать к заказчику, чтобы встретиться с ним.
  5. Переговоры. Здесь, прежде всего, необходимо создать доверительную атмосферу. Менеджер должен расположить к себе заказчика. А для этого он ведет беседу в кругу интересов клиента, а не о том, что хочет продать. Также на этой встрече необходимо оговорить условия сотрудничества и получить исчерпывающую информацию о проекте.
  6. Принятие решения. На данном этапе технология поиска клиентов возвращает менеджера к его директору для принятия окончательного решения.
  7. Разработка коммерческого предложения. Этот этап наступает тогда, когда принято положительное решение о сотрудничестве. Здесь от специалиста по продажам требуется разработка коммерческого предложения, согласование его с директором фирмы и представление для изучения клиенту.
  8. Заключение договора.

Некоторые пункты технологии поиска клиентов могут не подходить для отдельных предприятий, например, если человек только открыл свое дело и является сам себе и директором, и менеджером. Но общий принцип действий остается таким же.